Вы хотите заказать
Звонок
Демо
Обратный звонок
Укажите ваши контактные данные
и наши специалисты свяжутся с вами.
Онлайн демо
Укажите ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется с вами и уточнит детали демо показа.

Громкость в законе

17 Августа 2014
Андрей Гайнулин
Директор ООО “Кьюлиджент.Ру”, к.т.н.

Изначально все, что связано с измерением громкости, рассчитывалось и рассматривалось для аналогового ТВ, которому жить осталось не очень долго – до 2019 года. Существует сорокалетней давности ГОСТ 21185–75, описывающий, каким должен быть прибор, измеряющий квазипиковый уровень громкости, и как он должен ее отображать. В техрегламенте были прописаны соотношения, чтобы у Роскомнадзора и других регуляторов не было претензий к вещателю. Однако с появлением цифрового ТВ в России, (а оно переходит в режим полноценной промышленной эксплуатации с 1 января 2015 года) ситуация в корне изменилась. Все существующие российские стандарты уже не могут использоваться, потому что цифра – это не аналог, там вольтами ничего не измеришь, а если сможешь измерить, то измерение будет не очень релевантно.

А как у них?

Международного опыта по этой проблеме не так уж и много, хотя регулирование громкости – общая проблема, не только российская. Есть популярная рекомендация Международного союза электросвязи МСЭ-R BS. 1770-3, которая устанавливает, что при измерении цифровых сигналов надо переходить от измерения так называемых уровней (средних или интегрированных) к понятию громкости – то есть к тому, как зритель воспринимает звук. Дело в том, что в зависимости от типа контента и его звукового сопровождения мы совершенно по-разному воспринимаем громкость. И недобросовестные рекламодатели зачастую пользуются несоответствием между физическими показателями сигнала и показателями восприятия пользователя, делая звук в рекламе погромче. А рекомендация МСЭ-R BS. 1770-3 вводит набор показателей, позволяющий оценить громкость звукового сигнала именно для пользователя, учитывая все, вплоть до степени проницаемости нашей черепной кости. Замечу, что эта рекомендация-методика не имеет ничего общего с процессом регулирования, а лишь показывает, как это можно измерить.

Европейский вещательный союз, членом которого является Россия, на базе МСЭ-R BS. 1770-3 разработал свою собственную рекомендацию – EBU R128, которая описывает, на какой уровень должна быть нормирована передача, чтобы ее средний уровень громкости соответствовал всем стандартам. В EBU R128 предлагается измерять и нормировать три величины. Во-первых, усредненная громкость (integrated loudness), которая нормируется на - 23 LUFS, – показатель, введенный для того, чтобы оценить громкость в цифровых сигналах ±1 LUFS (чтобы учесть вещание, связанное с “живыми” включениями, где со скачками громкости довольно cложно бороться). Во-вторых, истинные пиковые значения (true peak) – достижения максимальных пиков громкости: чтобы звук не шокировал аудиторию, чтобы не было резких писков и вскриков, вводится такой параметр, который тоже измеряется за передачу, и его величина не должна превышать - 1 dBTP. Наконец, третья величина, которую вводит EBU R128, – это диапазон громкости, показывающий разброс громкости передачи, который измеряется в единицах громкости LU (loudness unit). 


Совсем недавно Европейский вещательный союз принял дополнение EBU R128s1 для “контента короткой формы” длительностью от 30 сек. до 2 мин. или меньше, если этот контент является рекламой, анонсом или коммерческой отбивкой. Для такого контента указано, что его усредненная громкость должна быть на том же уровне - 23 LUFS, но при этом вводится более узкий разброс порогов – не ±1, а ±0,5. Если в EBU R128 предъявляются требования к измерению интегрированной громкости за всю передачу, то в EBU R128s1 требуется дополнительно производить измерения моментальных значений (за 400 миллисекунд, так называемых Momentary Loudness) и в короткой выборке громкости (за 3 сек. – Shortterm). И эта моментальная или короткая выборка громкости не должна превышать уровня - 15 и - 18 LUFS соответственно. То есть помимо более жестких ограничений на собственную взвешенную громкость вводятся ограничения на короткие и моментальные измерения громкости в пределах этой передачи. Это борьба с излюбленными приемами недобросовестных рекламодателей – “тихо-тихо-тихо – вдруг громкое название или слоган – и снова тихо-тихо-тихо”, когда в среднем получается норма. Европейский вещательный союз пока еще не думал, как будет применяться эта рекомендация EBU R128s1, ее лишь рекомендовано одобрить.

Трудности измерений

И тут возникает довольно непростой вопрос методики – как выполнять эти измерения и проверять соответствие норме. Для такой проверки сигнал надо сначала записать, причем без искажений, в виде “чистого” транспортного потока. В противном случае сам измерительный прибор может внести искажения. Затем неискаженный сигнал нужно внимательно проанализировать, причем, видимо, с человеческим участием, чтобы отделить передачи, рекламу, анонсы (такая работа сложно автоматизируема, поскольку это контент разного вида). И уже затем по размеченному контенту произвести соответствующие измерения в несжатом, неискаженном сигнале, записанном с помощью каких-то регистрирующих приборов. Казалось бы, запроси расписание у телеканалов, чтобы не отделять вручную различные виды контента. Но для каналов рекламное расписание является главной коммерческой тайной. Они никогда и ни при каких условиях не поделятся рекламным расписанием – и не то что заранее, даже постфактум, поскольку это позволяет без всякого дополнительного контроля оценить объемы рекламной врезки и выявить возможные нарушения. Это та самая организационно-техническая коллизия, которая у ФАС непременно возникнет в рамках исполнения данного закона.

Команда ФАС

В рамках принятого закона сделана одна очень важная вещь – назначен ответственный. Раньше требование “не громче” было, а ответственный за выполнение этого “не громче” явно указан не был. Теперь явно указанному ответственному явно назначена работа – разработать методику, утвердить, принять ее к исполнению и начать в соответствии с ней осуществлять контроль. Понятно, что закон принимался довольно поспешно, поскольку промышленная эксплуатация цифрового ТВ означает, что в нем можно будет продавать рекламу. А раз в цифровом ТВ будет осуществляться какая-то финансовая деятельность, значит, ее надо контролировать и проверять. Поэтому поставлена задача для регулятора, которым выбрана ФАС.

Методика, которую сейчас для ФАС разрабатывает “Правовое агентство Омега”, выигравшее тендер, рождается в сложных условиях – набор рекомендованных зарубежных методик, к которым мы обычно прислушиваемся, также претерпевает изменения. Предсказать, как будут вести себя в данной ситуации разработчики методики и ФАС, довольно трудно. Федеральный закон вступает в силу по истечении 200 дней после дня его официального опубликования. Времени осталось совсем немного…