Вы хотите заказать
Звонок
Демо
Обратный звонок
Укажите ваши контактные данные
и наши специалисты свяжутся с вами.
Онлайн демо
Укажите ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется с вами и уточнит детали демо показа.

Телевизионный рынок Индии. Стоит присмотреться!

17 июля 2015
Андрей Гайнулин
Директор ООО “Кьюлиджент.Ру”, к.т.н.

В середине октября в Индии, в Мумбаи, прошла традиционная выставка Broadcast India. И хотя здесь нет того размаха и блеска, как на NAB или IBC, пожалуй, Broadcast India по площади павильона, количеству экспонентов и посетителей можно сравнить с российской выставкой NATEXPO. Тем не менее, участвовать в Broadcast India считают необходимым все ключевые игроки – Imagine,Tandberg, Ericsson, Sony, BlackMagiс и пр.

И тут нет ничего удивительного: индийский рынок телерадиовещания является одним из самых привлекательных и больших рынков стран Азии и Ближнего Востока, ведь население Индии – это примерно 1,2 млрд человек, любимое развлечение которых – смотреть телевизор. Телеэкран, на котором постоянно крутится какой-то фильм, – это своего рода фетиш в любом индийском доме. Болливуд производит порядка 700 фильмов в год – недостижимый показатель для любой другой киностудии, не исключая Голливуд. Масштаб государства и народная любовь к телевидению объясняют структуру телевизионного рынка Индии. В стране 54 крупных медиахолдинга, которые производят в общей сложности около 500 телеканалов. Из них 351 – это каналы бесплатного распространения, остальные платные.

На Broadcast India помимо производителей оборудования присутствуют основные игроки-интеграторы и операторы услуг, а также, естественно, сами телеканалы и поставщики контента.

В трех частях

Надо сказать прямо, для меня это было первое серьезное погружение в телевещательную индустрию этой страны. Структурно индийский рынок телепроизводства и доставки контента от производителя до конечного потребителя включает в себя три основных элемента. Первый – те самые 54 медиахолдинга – производителя контента плюс локальные нишевые производители контента. Второй элемент – MSO (Multi Service Operators): компании, выступающие посредниками межу операторами связи и кабельными, спутниковыми, эфирными операторами. И третий элемент – операторы услуг телевидения (эфирного, кабельного, спутникового, словом, всякого), которые закодированный и доставленный по сетям связи контент упаковывают в мультиплекс и по своим собственным локальным распределительным сетям доставляют до абонента.

Индийский абонент имеет возможность выбирать уровень подписки – от дешевой базовой, за 90– 120 рупий в месяц дающей доступ к сети и набору бесплатных каналов, до платной, когда за 5–10 рупий в месяц он получает возможность подключить интересующий канал. 80% абонентов страны находятся на базовой подписке, но с учетом огромного количества принимающих сигнал объем оборота в индустрии весьма велик.

А где контроль?

Модель распространения контента в сетях такова, что основным заказчиком его распространения является телеканал или холдинг. Медиахолдинги тратят большие деньги, оплачивая каждому оператору услуг свое присутствие в сети. При этом, как заявляют сами каналы, они зачастую не знают, насколько хорошо сигнал доставляется и доставляется ли вообще. С позиции телеканала главное, что сигнал есть и в хорошем качестве, и он расположен на кнопке с наименьшим возможным номером, чтобы на него как можно скорее попал абонент. Телеканалам нужны очки рейтинга – именно они трансформируются в доход. Операторам же нужно, чтобы им платили как можно больше. Поэтому зачастую, если приходит новый канал с более выгодным предложением, операторы без уведомления меняют частотный план, частотную сетку, сдвигая как можно дальше каналы, заплатившие меньше, понижая их качество или вообще убирая из частотного плана, так как объективного контроля в сетях на текущий момент просто нет.

На аутсорс!

Другая особенность индийского рынка – готовность к модели аутсорсинга. Сервисная модель и консолидация в руках поставщиков услуги очень традиционна для этой страны, которую называют королевой аутсорсинга. Это означает, что крупнейшие телехолдинги не содержат штат операторов, занимающихся эфирной версткой, не покупают и не строят свою собственную инфраструктуру: систему автоматизации, вещательные серверы, студийное оборудование и т.п. Все, что они делают, – это заказывают производство и вещание телеканала по установленному эфирному плану-графику у сервисной компании. И та в соответствии с планом производит под ключ вещание телеканала. Телехолдинги предоставляют контент и эфирную сетку, а все остальное делается средствами компании – поставщика услуги. Причем речь идет не об одном, а о 30, 50, 100 каналах, то есть о вещателях с очень большими объемами производства. 


Эта модель активно используется, потому что у индийской телеиндустрии есть еще одна черта – этот рынок экстремально чувствителен к цене. И особенно – к капитальным инвестициям, которые могут составлять весьма существенную часть бюджета компании. Поэтому индийские компании ищут, где есть возможность сэкономить, выбрать только требуемые опции, максимально избавиться от капитальных инвестиций, заменив их операционными расходами. Этот подход является весьма востребованным и позволяет медиахолдингам сосредоточиться на ключевой для них деятельности – планировании и производстве качественного, сбалансированного, насыщенного контента. И не заморачиваться сопутствующими техническими элементами, которые можно передать на обслуживание другим профессионалам, чтобы не заниматься ни строительством собственных вещательных студий, ни набором и обучением собственного технического персонала, удержанием его, борьбой с текучкой кадров (очень характерной для Индии), решением проблем с электропитанием (тоже существенных для страны), арендой необходимых мощностей по хранению и организацией передачи данных и прочая, прочая, прочая... Ведь решение по отдельности любой из этих задач требует ресурсов, более того, решать их требуется многократно со значительными издержками и накладными расходами, в то время, как компании-операторы решают эти проблемы однократно и сразу если не для всех каналов, то для многих. А на массовом обслуживании можно заработать!

Хинди-руси бхай-бхай?

В целом отмечу, что ТВ-рынок Индии открыт для сотрудничества. И для российских компаний он весьма интересен именно сейчас, когда курс рубля к рупии позволил практически вдвое снизить стоимость предлагаемых нами решений относительно западных конкурентов. Конечно, надо учитывать некоторые особенности местного менталитета – отсутствие пиетета перед репутацией компании за пределами Индии, весьма ограниченную дипломатию при проведении переговоров (никаких завуалированных “мы подумаем”, если решение не нужно, то открыто скажут “нет”, если что-то не нравится – на это явно укажут и выскажут все критические замечания) и наличие собственных команд разработки у каждой уважающей себя медиакомпании. В общем, “дорогу осилит идущий”.