Вы хотите заказать
Звонок
Демо
Обратный звонок
Укажите ваши контактные данные
и наши специалисты свяжутся с вами.
Онлайн демо
Укажите ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется с вами и уточнит детали демо показа.

Куда ж нам плыть, или Несколько слов о телепортации

6 июля 2017
Любая большая профессиональная выставка, будь то NATEXPO, NAB или IBC, ставит перед нами новые вопросы. Из Лас-Вегаса, где проходит NAB, я в этом году приехал с мыслью: “Время эксклюзивного рынка закончилось. Мы больше не боги!” Любой человек со смартфоном сегодня такой же телевизионный профи, как именитые персоны с соответствующим дипломом и опытом.

То, что происходит с телевидением, очень напоминает историю с фотографией. Еще 30, даже 20 лет назад это было священнодействие, требующее дорогой аппаратуры, кучи реактивов, знания технологии печатания снимков, а сейчас от тебя требуется лишь навести камеру мобильного телефона. Из нишевого увлечения фотография превратилась в повально-массовое и самое доступное. Каждый сам себе фотограф, включая “мелких” детей, причем зачастую у них очень интересный взгляд: многие кадры, сделанные моим пятилетним сыном, я храню – они запросто могут украсить фотовыставку.

Думаю, не случайно профессиональная съемочная выставка NAB и выставка потребительской электроники проходят в одном и том же павильоне с не очень большим разрывом по времени. Придет время, и они сольются: то, что показывают в части потребительской электроники, в какой-то момент станет профессиональным. На мой взгляд, именно это – приход массовых технологий – определяет, как должен развиваться весь остальной наш рынок: IT, телевидение, развлечения, игры.

Но, пообщавшись на кулуарных профильных мероприятиях NAB с нынешними гуру телерынка (я назвал их для себя “12 рассерженных мужчин”), понял, что никто не хочет увидеть очевидного – того, что рынок уже развивается не нашими идеями, а идеями заказчика и потребителя. И когда потребителей становится 5 млрд, то они задают тренды, причем коротко живущие, и ты должен успеть ответить на этот тренд за те несчастные несколько месяцев, дней, секунд, пока он существует. Это как гражданская журналистика – ответом на данный запрос стало повсеместное внедрение качественной связи, видеокамер в телефоне, видеозаписи со смартфона с возможностью трансляции вживую либо выгрузки.

Зачастую 30-секундный любительский ролик по важности и насыщенности для аудитории куда актуальнее и интереснее, чем трансляция на федеральном СМИ, подготовленная сотней сотрудников-профи. Потому что эта последняя опаздывает на часы, если не сутки, а ролик – вот он, здесь и сейчас. Но пока гуру прячут голову в песок и боятся сказать себе: “Мы не избранные, мы обслуживающий персонал своей огромной толпы потребителей”.

Законодателями моды, глашатаями требований становятся не те, кто что-то “крутое” придумал, а те, у кого есть доступ к большему количеству потребителей. Это не крупнейший производитель говорит: “Я буду делать технологию”, а условный Net-flix требует: “Дай мне технологию”. Не федеральные вещатели говорят, как должно выглядеть телепроизводство и вещание. Сейчас школьница в соцсети собирает 12 млн просмотров – аудиторию, сопоставимую с аудиторией федеральных каналов. Если у тебя как агрегатора, вещателя, платформы, блогера есть возможность доступа к 12 млн абонентов, то рекламодатель пойдет к тебе напрямую, что мы и видим.

По большому счету, происходит трансформация всей отрасли – чтобы дать возможность каждому, а не только вещательному консорциуму-гиганту, поиметь свои 30 секунд славы с помощью платформы, простейших устройств, обеспечивающих эту съемку, элементарных механизмов добавления необходимых эффектов, сшивки, цветокоррекции.

Все последние исследования подтверждают: мы не стали потреблять меньше контента, наоборот, видеоконтента востребовано гораздо больше в силу большего разнообразия и доступности. Просто потребляем по-другому, и измерить это сложнее, а то и невозможно. Пока невозможно. Но когда потребуется, придумают, как это сделать.

Мы не можем больше отвечать на новые вызовы старыми механизмами. Говорят, генералы всегда готовятся к прошедшей войне. Так и здесь. Мы видим, что генштаб телевизионных производителей и телеканалов по-прежнему делает ставку на кавалерию и продолжает готовиться к войне конца девяностых – начала двухтысячных. А у нас уже “звездные войны”, эпизод страшно сказать какой…

Есть замечательная книга “Экспоненциальные организации”, рассказывающая о технологиях, которые компаниям нужно применять, чтобы быть готовыми к взрывному росту. Когда ты создаешь продукт, никогда не знаешь, на какую аудиторию рассчитываешь. Думаешь про 100 заказов, но всегда есть вероятность, что получишь их 100 млн. И что нужно сделать в этот момент? Наша отрасль явно не читала эту книгу. Те, кто читали, возможно, применят описанные в ней технологии.

У меня есть ощущение, что 2019 год будет годом гигантского слома, революции в отрасли, в умах тех, кто занимается формированием трендов. Сейчас нас тащит потоком, а раньше мы всегда были тем бульдозером, за которым шел поток. Сегодня бульдозер смыло волной, и если он не наберет скорость, не выйдет вперед потока, от него отцепится многое. Наверно, в самое ближайшее время мы увидим этот обновленный бульдозер, уже из других запчастей и с другими лейблами на нем. Но давайте представим себе завтра: мы освоили телепортацию. И вот собираются монополисты в области железнодорожных, автомобильных и авиаперевозок и начинают говорить о том, что с миром что-то не так. Почему эти пассажиры не хотят ехать в нашем прекрасном поезде, лететь на самолете, толкаться в маршрутке? Да, пока телепортация работает не очень – иногда летает не туда, сегодня сработала, а завтра нет. Но она уже есть!